После смягчения карантина бизнес ждут сложные времена. Кризис коснется даже тех, кто вырос за время действия ограничений. Чтобы выжить необходимо оптимизировать структуру и расходы. Но как при этом не попасть в ловушку? Из-за карантина некоторые отрасли схлопнулись почти до нуля. Это касается пассажирских авиаперевозок, туризма, ресторанного бизнеса, спортклубов, кинотеатров и т. д.
Сейчас им очень сложно помочь, потому что из-за ограничений там просто нет клиента. Сильно пострадала и сфера обслуживания (косметические салоны, парикмахерские, спа-салоны и прочая индустрия красоты). Они рассчитывают на то, что после смягчения ограничений быстро восстановятся. Ведь спрос на их услуги есть.
Но в действительности все не так просто. Эти отрасли, как и те, что на первый взгляд не пострадали напрямую от последствий карантина (онлайн-обучение, доставка еды, такси, медиа) существенно зависят от покупательской способности клиента. Даже те, у кого деньги не закончились, готовы тратить их только на самое необходимое. В перспективе это представляет угрозу для тех, кто вырос с карантином (как онлайн-сервисы, типа Zoom). В итоге они тоже пострадают от общего падения экономики. И рынок это понимает. Так у Zoom клиентская база выросла в 20 раз, а стоимость акций — только на 35%.
Что же делать в сложившейся ситуации? Очевидно, продолжать сокращать расходы и оптимизировать бизнес. И вот тут есть большой риск попасть в ловушку. Принято считать, что производство, закупки и хранение — вещь неизменная, что это главное в бизнесе.
А маркетинг и продвижение обычно рассматривают как излишества, позволительные в сытые времена. Так в кризис возникает большой соблазн сократить практически до нуля расходы на рекламу, отрубив целые каналы продаж. Это огромная ошибка. Дело в том, что в кризис, в период колебания курса и цен, выигрывает тот, у кого самая высокая оборачиваемость бизнеса. Кто может очень быстро продать товар, получить деньги, снова вложить и опять продать. Он сможет быстрее реагировать на изменения цен и спроса. Он всегда выигрывает у неповоротливых конкурентов.
А ключевой инструмент продаж, безусловно, реклама и маркетинг. Таким образом, чтобы сохранить и восстановить бизнес, необходимо оптимизировать все, включая производство, доставку и хранение, и максимально работать на оборачиваемость средств. Безусловно, в маркетинге тоже возможна экономия и оптимизация. Там, где раньше можно было позволить себе тратить большие бюджеты и не сильно заморачиваться с оптимизацией рекламы, теперь каждая копейка на счету. И ее надо вкладывать с максимальной отдачей.
О том, как изменятся инструменты интернет-маркетинга, как оптимизировать свои расходы на них и получить прибыль, — смотрите в моем видеоблоге. Буду рад ответить на ваши вопросы и комментарии в своих следующих колонках и на YouTube.
Впервые материал опубликован в блоге NV.ua